выставка

Образ русской природы

Пейзаж — один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. В русском искусстве он сравнительно поздно получил самостоятельность. Только к концу XVIII века природа стала восприниматься достойной живописи темой, а не просто красивым фоном портрета или исторической картины. Долгое время, однако, художники привычной им русской природе предпочитали великолепные итальянские виды или парадные городские панорамы.

Примечательно, что национальный пейзаж часто появляется у мастеров, получивших домашнее или неофициальное художественное образование. Живопись не стала их профессией, но, увлеченные самим творческим процессом, они оставили нам многочисленные виды барских усадеб, деревень, монастырей (Н.А. Дубовицкая «Прачки у пруда», «Вид в Сарове»). При заметной облагороженности, это уже была родная русским художникам природа — места, где они жили и которые любили

На вставке представлены работы выдающихся мастеров второй половины XIX века. Их творчество во многом определило подлинный расцвет русского реалистического пейзажа, полного скрытой красоты и глубоких чувств. Передачей света и точностью деталей выделяются «Заросли» признанного знатока русского леса И.И. Шишкина. Тонкостью исполнения покоряет рисунок «Взморье» А.К. Саврасова, чьи графические произведения нечасто встречаются в музейных собраниях. Небольшая работа И.И. Левитана говорит о нем, как о подлинном мастере быстрого натурного этюда.

Рядом со скромностью и непритязательностью природы в работах художников этого круга существовал целый ряд живописцев, продолжавших традицию русского, но намеренно идеализированного пейзажа. Привлекающая взгляд «Усадьба Спасское» И.Е. Крачковского, полный эффектного драматизма «Северный пейзаж» Л.Ф. Лагорио, яркий и детально исполненный «Хутор» А.А. Киселева в свое время пользовались неизменным успехом публики.

Пейзажная живопись рубежа XIX—XX вв.еков испытала на себе сильное влияние импрессионизма, ориентированного на быстрое, почти случайное, впечатление от натуры. Работы С.Ю. Жуковского, А.М. Васнецова, В.М. Васнецова, С.Г. Никифорова и многих других мастеров знаменуют собой этот новый этап развития русского пейзажа.

Особую часть выставки составляют произведения классиков отечественного искусства ХХ века: С.В. Герасимова, Н.М. Ромадина и т. д. Воспитанные на лучших традициях русской пейзажной школы, они отличаются глубиной и цельностью восприятия природы.

В творчестве рязанских живописцев пейзажу принадлежит ведущее место. Многие из них отдали дань городскому пейзажу — изображению проспектов, площадей и улиц нашего города. На выставке представлены работы С.Ф. Якушевскго, К.К. Шелковенко с уже изменившими свой облик, а потому ценными для нас сегодня видами Рязани 1950-х — 1970-х годов. Но все же главной для рязанских мастеров была и остается деревенская тематика, искренне прочувствованная и великолепно раскрытая в работах В.А. Минкина, В.В. Корсакова и т. д.

Монументальностью и целостностью отличаются полотна народного художника В.И. Иванова, чье творчество тесно связано с Рязанской землей. Природа у него обретает подлинно философское, сравнимое с библейским, звучание.

Расписание и билеты

Место проведения мероприятия

Мнения

comments powered by HyperComments